Аннотация к рабочей программе подготовительная группа Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе инновационной Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Срок реализации данной программы – 1 год. Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте. Рабочая программа включает три раздела: - целевой раздел; - содержательный раздел; - организационный раздел. Цель программы: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Развивающие занятия. При проведении занятий использовать современные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития (ЗБР), реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать духовно-нравственным на занятиях ценностям, материал, историческим соответствующий и национально- культурным традициям народов России. Эмоциональное благополучие. Постоянно заботиться об эмоциональном благополучии детей, что означает теплое, уважительное, доброжелательное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям, поддержку его чувства собственного достоинства и т. п., чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности, был уверен, что его здесь любят, о нем позаботятся. Справедливость и равноправие. Одинаково хорошо относиться ко всем детям независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Детско-взрослое сообщество. Проводить специальную работу над созданием детско-взрослого сообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей). Формирование ценностных представлений. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения; уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр.; традиционные гендерные представления; нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»). ПДР (пространство детской реализации). Постоянная работа над соз- данием ПДР, что означает: поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла; предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска; личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка инди- видуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского труда и творчества; создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению; помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих. Нацеленность на дальнейшее образование. Развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний, формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, вузе. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Региональный компонент. В организации и содержании образования учитывать природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона, воспитывать интерес и уважение к родному краю. Предметно-пространственная среда. Использовать все возможности для создания современной предметно-пространственной среды в со- ответствии с требованиями программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Взаимодействие с семьями воспитанников. Осуществляется эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе: обеспечивается открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада; обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.); обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения ком- петентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях до- школьного образовательного учреждения и семьи. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» реализует следующие основные принципы и положения: Обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; Реализует принцип возрастного соответствия — предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей; Сочетает принципы применимости научной —соответствует обоснованности основным и практической положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования; Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»; Объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей; Построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой; Реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей; Базируется на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности; Предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; Реализует принцип открытости дошкольного образования; Предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников; Использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом; Предусматривает создание современной информационно- образовательной среды организации; Предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Целевой раздел содержит пояснительную записку рабочей программы подготовительной группы. В пояснительную записку включены цели и задачи реализации Рабочей программы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, посещающих группу. Принципы и подходы, описанные в образовательного целевом разделе, процесса, обеспечивают интеграцию единство образовательных задач областей. Планируемые результаты рабочей программы конкретизируют целевые ориентиры образовательного стандарта дошкольного образования. Целевые ориентиры освоения программы Мотивационные Предметные образовательные результаты образовательные результаты Ценностные представления Знания, умения, навыки и мотивационные ресурсы Овладение основными культурными Инициативность. способами • Позитивное отношение к миру, необходимыми для осуществления деятельности, к другим людям вне зависимости от различных их социального видов детской происхождения, деятельности. этнической • Овладение универсальными пред- принадлежности, религиозных и посылками учебной деятельности — других верований, их физических и умениями работать по правилу психических и по образцу, слушать взрослого особенностей. и выполнять его инструкции. • Позитивное отношения к самому • Овладение начальными знаниями себе, о себе, семье, обществе, государстве, чувство собственного достоинства, мире. уверенность в своих силах. •Овладение элементарными • Позитивное отношение к разным представлениями из области живой видам природы, естествознания, труда, ответственность за начатое математики, дело. • истории Сформированность и т. п., знакомство с первичных произведениями детской литературы. ценностных • Овладение основными культурно- представлений о том, «что такое гигиеническими хорошо и стремление что такое поступать «быть хорошим». плохо», навыками, начальными правильно, представлениями о принципах здорового образа жизни. • Патриотизм, чувство гражданской • Хорошее физическое развитие принадлежности ответственности. и социальной (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными •Уважительное отношение к духовно- движениями). нравственным ценностям, • Хорошее владение устной речью, историческим и культурным национально- сформированность традициям предпосылок народов грамотности. нашей страны. • Отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. • Стремление к здоровому образу жизни. Универсальные образовательные результаты Когнитивные Коммуникативные Регуляторные способности способности способности • Любознательность. • Умение общаться • Умение подчиняться • Развитое воображение. и взаимодействовать правилам и социальным • нормам. Умение видеть с партнерами по игре, проблему, совместной ставить вопросы, деятельности выдвигать (способность находить информацией. оптимальные пути • решения. планировать свои Способность действия, действовать с учетом направленные Способность позиции самостоятельно выделять Умение искать на достижение конкретной другого и согласовывать цели). и свои действия с формулировать цель. • или планирование обмену гипотезы, • • Целеполагание и остальными участникаи ми процесса. • Прогнозирование. • Способность адекватно оценивать выделять Умение организовывать результаты своей необходимую и планировать деятельности. информацию. совместные действия • • Умение анализировать, со сверстниками Самоконтроль коррекция. и выделять главное и и взрослыми. второстепенное, • Умение работать составлять целое в команде, включая из частей, трудовую и проектную классифицировать, моделировать. • Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы. • Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи. • Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. деятельность.