Аннотация на рабочую программу – средняя группа Программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста (средняя группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Срок реализации данной программы – 1 год. Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте. Цель программы: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Развивающие занятия. При проведении занятий использовать современные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития (ЗБР), реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать духовно-нравственным на занятиях ценностям, материал, историческим культурным традициям народов России. соответствующий и национально- Эмоциональное благополучие. Постоянно заботиться об эмоциональном благополучии детей, что означает теплое, уважительное, доброжелательное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям, поддержку его чувства собственного достоинства и т. п., чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности, был уверен, что его здесь любят, о нем позаботятся. Справедливость и равноправие. Одинаково хорошо относиться ко всем детям независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Детско-взрослое сообщество. Проводить специальную работу над созданием детско-взрослого сообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей). Формирование ценностных представлений. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения; уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр.; традиционные гендерные представления; нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»). ПДР (пространство детской реализации). Постоянная работа над созданием ПДР, что означает: поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла; предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска; личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка инди- видуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского труда и творчества; создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению; помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих. Нацеленность на дальнейшее образование. Развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний, формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, вузе. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Региональный компонент. В организации и содержании образования учитывать природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона, воспитывать интерес и уважение к родному краю. Предметно-пространственная среда. Использовать все возможности для создания современной предметно-пространственной среды в со- ответствии с требованиями программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Взаимодействие с семьями воспитанников. Осуществляется эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе: обеспечивается открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада; обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.); обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения ком- петентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях до- школьного образовательного учреждения и семьи. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» реализует следующие основные принципы и положения: Обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; Реализует принцип возрастного соответствия — предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей; Сочетает принципы применимости научной —соответствует обоснованности основным и практической положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования; Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»; Объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей; Построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой; Реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей; учетом Базируется на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности; Предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; Реализует принцип открытости дошкольного образования; Предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников; Использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом; Предусматривает создание современной информационно- образовательной среды организации; Предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Содержание Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 . Принципы и подходы реализации программы 1.2 . Цель и задачи реализации программы 1.3 . Содержание психолого-педагогической работы 1.3.1. Родь педагога в организации психолого-педагогических условий 1.4 . Возрастные особенности развития детей 4-5 лет 1.5.Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть Программы. 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей 2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 2.1.4. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие». 2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 2.2. Комплексное тематическое планирование 2.3. Взаимодействие педагога с родителями детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) Часть, формируемая участниками образовательных отношений. 2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.5. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные) Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация жизни и воспитания детей 3.1. Режим дня в детском саду для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. Объем учебной нагрузки Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Приложение Комплексно-тематическое планирование Перспективное планирование работы с детьми 4-5 лет по региональному компоненту Многообразие используемых форм работы, способов поддержки детской индивидуальности соответствует психологическим и физиологическим особенностям развития детей 4-5 лет.