Программа по дополнительному образованию Речевая мозайка

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 3
2. Список детей………………………………………………………………. 8
3. Учебный план ………………………………………………………………9
4. Календарно-тематическое планирование………………………………...10
5. Перспективно-тематическое планирование ……………………………...12
6. Методическая и специальная литература………………………………...29

Пояснительная записка
2

Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни
любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание чтото делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст –
важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане
развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи
невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с
окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным
звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но
иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у
которых отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои
мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие
требования к организации образовательного процесса в дошкольном
учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является
подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из
необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к
школьному овладению письменной речи.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными
речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень
развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих:
некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся,
пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно
построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что
влечёт за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение
произносительной стороны речи требует специальной коррекционной
помощи. И, как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная
работа, тем она эффективнее.
В связи с
этим на логопункт, в первую очередь зачисляются
воспитанники старших и подготовительных группы.
Программа логопедического кружка «Речевая мозаика» позволяет
оказывать специализированную логопедическую помощь детям 5-6 лет.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной,
тематической направленности является социально-педагогической; по
функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме
организации – индивидуально-подгрупповой.
3

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо
выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и
мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она
представляет
собой
совокупность
специальных
упражнений,
направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих
участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём
артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и
практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева,
Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б.
Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная
гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и
коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того,
для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные
условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Формирование словарного запаса.
6. Развитие грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области профилактики и
коррекции речевых нарушений у детей.
При планировании коррекционной работы кружка учитывались
особенности детей:
 индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его
возрастных и индивидуальных особенностей.
 положительная мотивация выполнения заданий.
 чередование различных видов деятельности.
В основу планирования занятий кружка положены следующие
дидактические принципы:
1. принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь
комплекс речевых и неречевых нарушений.
4

2. принцип поэтапного формирования умственных действий, при
котором работа над каждым типом задания проводиться в
определённой последовательности.
3. принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором
выполнение задания возможно с дозированной помощью со
стороны логопеда.
4. принцип усложнения материала, с постепенным включением
трудностей в логопедическую работу.
5. принцип учёта объёма и степени разнообразия материала. Во
время реализации программы необходимо переходить к новому
материалу после сформированности того или иного умения.
6. принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей согласует требования психического и личностного
развития ребёнка возрастной норме. Учёт уровня речевого
развития каждого ребёнка.
7. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон
речи ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй
речи, связная речь и т.д.).
8. принцип
сотрудничества –
создание
атмосферы
доброжелательности, осознанное отношение педагогов и
родителей к полноценному речевому развитию детей,
взаимодействие детского сада и семьи.
Цель работы кружка: совершенствование и коррекция звуковой стороны
речи детей 5-6 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного
запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи,
посредством игровых технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование слухового внимания, восприятия и фонематического
слуха.
2. Формирование умения регулировать силу голоса.
3. Формирование правильного звукопроизношения.
4. Формирования понятия о грамматических категориях языка.
Развивающие:
1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
5

4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда.
2. Воспитывать умение слушать друг друга.
3. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
4. Воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
1. Планировать объём материала с учётом повышенной
утомляемости ребёнка.
2. Соблюдать правильную посадку ребёнка.
3. Способствовать созданию благоприятного психологического
климата.
4. Соблюдать режим охраны зрения.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе
МАДОУ детский сад «Теремок».
Периодичность занятий: 1 раза в неделю (с октябрь по май), всего 36
занятия.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма проведения занятия и методы:
 фронтальная;
 составление описательных рассказов, сказочные путешествия;
 дидактические подвижные игры на звукоподражание;
 заучивание считалок, загадок и стихов;
 использование ИКТ и т.д.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой
занятий кружка Жорик, у которого много друзей и он знает всё о звуках.
Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми.
Вовлечение детей в сюжет
становиться для детей эмоционально
значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть
речевой барьер, воспитывать чувство взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий
увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей
на занятиях.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
 артикуляционная гимнастика;
6

 упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических
процессов, внимания, памяти;
 дыхательные упражнения;
 упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений
с музыкальным сопровождением;
 игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;
 лексико-грамматические
упражнения
и
упражнения
для
формирования связной речи;
 упражнения на расслабления (релаксация).








Предполагаемые результаты:
правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических
позициях;
повышение речевой активности, понимания обращённой речи;
укрепление произвольного и слухового внимания;
расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
коррекция лексико-грамматической стороны речи;
формирование связной речи.

СПИСОК
7

воспитанников группы № 4 МАДОУ детский сад «Теремок»,
посещающих кружок «Речевая мозаика»

8

Учебный план

Возраст

Продолжительность
занятий

5-6

Среда – 15:30-16:00.

30 минут

Количество занятий
в неделю
1

Количество занятий
в месяц
4

Количество
занятий в год
36

Календарно-тематическое планирование

Ма
рт

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Месяц

Неделя
1

Кол-во занятий
1

3
4

Название упражнения
«Бегемотик», «Хомячок», «Улыбка»,
«Хоботок»
«Заборчик», «Хоботок», «Заборчик» - «Хоботок» (чередование), «Накажем непослушный
язычок»
«Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Иголочка»
«Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование)

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

«Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование), «Расчёска»
«Щётка», «Вкусное варенье»
«Часики», «Качели»
«Лошадка», «Грибок»
«Грибок», «Чашечка»
«Грибок», «Чашечка»
«Чашечка», «Гармошка»
«Чашечка», «Гармошка»
«Дятел»
«Маляр», «Дятел»
«Футбол», «Парус»
«Индюк», «Пароход гудит»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
3
4
1
2

«Трубочка», «Горка»
«Трубочка», «Горка»
«Горка», «Киска лакает молочко»
«Киска лакает молочко», «Вкусный мёд»
«Дятел»
«Лошадка», «Приклей конфетку»

1
1
1
1
1
1

2

10

1
1
1

Апрель
Май

3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

«Чашечка», «Гармошка»
«Парус», «Пароход гудит»
«Трубочка», «Чашечка»
«Трубочка», «Чашечка»
«Дятел», «Болтушка»
«Дятел», «Болтушка»
«Ступеньки»
«Катушка», «Мостик»
«Барабанщик», «Болтушка»
«Змейка», «Пароход гудит»

11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Перспективно-тематический план
логопедического кружка
«Речевая мозаика»
Месяц, №
недели
Октябрь
1 неделя

Октябрь
2 неделя

№
Тема занятия
Цель
заняти
я
1
Знакомство с органами артикуляционного аппарата (Сказка о Познакомить
с
органами
Весёлом язычке).
артикуляционного аппарата,
Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Улыбка».
учить образовывать слова во
Пальчиковая гимнастика «Зайка».
множественном
числе,
Игра «Один-много», «Назови ласково».
существительные
с
Чистоговорка.
уменьшительноласкательными суффиксами.

1

Звук «А».
Развитие длительного плавного выдоха.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Хоботок».
Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Игра «Один-много», «Назови ласково», «Весёлый счёт», «Чего
не стало?»
Чистоговорка.

Познакомить со звуком А,
развивать длительный
плавный выдох.

2

Закрепление звука «А».
Артикуляционная гимнастика «Заборчик» - «Хоботок»

Закрепить навыкиТ
произношения звука А,

12

Литература
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.16-17

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.17-18

Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова

Октябрь
3 неделя

Октябрь
4 неделя

(чередование), «Накажем непослушный язычок».
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Игра «Поймай звук «А», «Сосчитай до 5», «Повтори и
запомни».
Чистоговорка.

формировать фонематическое «Конспекты
восприятие.
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»Стр. 55-57, 63-64

1

Звук «У».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие глубокого вдоха.
Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный
язычок», «Лопаточка», «Иголочка».
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Игра «Один-много», «Большой - маленький».
Чистоговорка.

Научить детей выделять звук
У, учить правильной и чёткой
дикции, развивать глубокий
вдох.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.20-21

2

Закрепление звука «У».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игра «Найди первый звук в слове», «Это мой, моя, моё, мои»,
«Сосчитай до 5».
Чистоговорка.

Закрепить у детей умение
узнавать звук У в ряду гласных,
познакомить с
притяжательными
местоимениями мой, моя, моё,
мои.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.21-22

1

Звуки «А» - «У».
Пение гласных.
Развитие глубокого вдоха.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка»,
«Лопаточка» - «Иголочка» (чередование).
Логоритмическое упражнение «Урожай».
Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Весёлыё счёт»,
«Большой - маленький».
Чистоговорка.

Закреплять произнесение
звуков А, У, закреплять
понятие гласный звук.

Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 71-73

2

Закрепление звуков «А» - «У».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка»

Закрепить произнесение звуков Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
А, У, звуковой анализ
Моносова «Конспекты

13

Октябрь
5 неделя

Ноябрь
1 неделя

(чередование).
Игра «Большой – маленький».
Логоритмическое упражнение «Урожай».
Чистоговорка.

сочетаний АУ, УА.

1

Звук «О».
Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».
Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай звук».
Чистоговорка.

Уметь узнавать и правильно
произносить звук О, развивать
графические навыки у детей,
силу голоса и речевого
дыхания.

2

Закрепление звука «О».
Логоритмика под музыку Железновых.
Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».
Игра «Что лишнее?», «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук
«О».
Чистоговорка.

Закрепить навык различения
звука О среди других гласных
звуков, формировать
фонематическое восприятие.

1

Звук «И».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

Уметь выделять гласный звук
И, продолжать обучать
правильной и чёткой
артикуляции, развивать
речевое дыхание.

2

Закрепление звука «И».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».
14

Закреплять понятие «звук И»,
гласный звук.

логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 71-73
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.27-28
Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 133-135, 140-142,
149-151
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.22-24

Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому

Чистоговорка.
Ноябрь
2 неделя

Ноябрь
3 неделя

саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 82-84, 90-92
Закрепить артикуляцию звуков О. Н. Лиманская
А, У, И, научить выделять
«Конспекты
лишнее среди других картинок. логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.24-25

1

Звуки «А»-«О»-«И».
Развитие длительного плавного выдоха.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».
Пальчиковая гимнастика «Подружим наши пальчики».
Игра «Один-много», «Четвёртый лишний».
Чистоговорка.

2

Закрепление звуков «А»-«О»-«И».
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка»
(чередование), «Расчёска».
Пальчиковая гимнастика «Подружим наши пальчики».
Игра «Сосчитай до 5», «Поймай звук».
Чистоговорка.

Формировать звуко-буквенный Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
анализ, фонематический слух. Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 100-101

1

Звук «Ы».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие физиологического дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Щётка», «Вкусное варенье».
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький».
Чистоговорка.

Уметь выделять гласный звук
Ы, продолжать обучать
правильной и чёткой
артикуляции, развивать
речевое дыхание.

2

Закрепление звука «Ы»-«И».
Самомассаж пальцев рук.
Распознавание звука «Ы» в словах.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ы», « Поймай
звук», «Это мой, моя, моё, мои», «Доскажи словечко».
Чистоговорка.

Учить дифференцировать звуки Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Ы-И.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 100-101

15

Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр. 182-184, 186-188

Ноябрь
4 неделя

Декабрь
1 неделя

Декабрь

1

Звуки «Э».
Развитие длительного, плавного выдоха.
Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игра «Доскажи словечко».
Выучить наизусть считалку.
Чистоговорка.

Учить выделять звук Э,
дифференцировать этот звук с
другими гласными.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.25-27

2

Звук «Э».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие физиологического дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».
Координация речи с движением (картотека).
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

Закрепить правильное
произношение звука Э,
развивать речевое дыхание,
фонематическое восприятие.

Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр.112-114, 118-120

1

Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».
Развитие речевого дыхания.
Пропевание гласных с повышением и понижением тона.
Самомассаж рук (картотека).
Игра «Немое кино».
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

Повторить все гласные звуки, Конспект занятия
учить узнавать гласный звук по
беззвучной артикуляции,
развивать фонематический
слух.

2

Закрепление звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».
Пропевание гласных с повышением и понижением тона.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».
Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали».
Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Чистоговорка.

Повторить все гласные звуки,
развивать фонематическое
восприятие

Конспект занятия

1

Звук «М».

Уметь выделять согласный

О. Н. Лиманская

16

2 неделя

Декабрь
3 неделя

Декабрь

Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Развитие силы голоса.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

звук М, формировать понятия
«гласный звук», «согласный
звук».

«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.28-29

2

Закрепление звука «М».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Повтори и запомни», «Какой, какая, какое, какие?», «Кто
как кричит?»
Чистоговорка.

Закреплять умение выделять
согласный звук М,
формировать графические
навыки

Т. Ю. Бардышева, Е. Н.
Моносова «Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет с
ОНР»
Стр.164-166, 174175,201-202

1

Звук «М»-«Мь».
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика с шишкой.
Игра «Повтори и запомни», «Сосчитай до 5».
Чистоговорка.

Уметь выделять согласный
звук Мь, формировать
понятия «гласный звук»,
«согласный звук».

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.29-31

2

Закрепление звуков «М»-«Мь».
Развитие речевого дыхания.
Преодоление твёрдой атаки гласных.
Речевая разминка «Лабиринт».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай мяч».
Чистоговорка.

Закреплять умение выделять
согласный звук Мь,
формировать графические
навыки.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.29-31

1

Звук «Н».

Уметь выделять согласный

О. Н. Лиманская

17

4 неделя

Развитие речевого дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».
Игра «Один-много», «Чего не стало?»
Чистоговорка.

звук Н, формировать понятия
«гласный звук», «согласный
звук».

«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.34-35

2

Закрепление звука «Н»-«Нь».
Логоритмическое упражнение «Ёлочка».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Игра «Повтори и запомни», « Выучи наизусть».
Чистоговорка.

Учить различать твёрдые и
мягкие согласные звуки,
развивать сенсомоторные
навыки.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр.29-31

Декабрь
5 неделя

1

Звук «Б»-«Бь»
Развитие речевого дыхания.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».
Игра «Один-много», «Чего не стало?»
Чистоговорка.

Январь
3 неделя

1

Звук «П».
Работа над темпом и ритмом речи.
Логоритмическое упражнение «Зимние забавы».
Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

Познакомить со звуком П,
учить определять позицию
звука в слове.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 31-32

2

Закрепление звука «П»-«Пь».
Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».
Игра «Найди лишнее», «Зимние забавы».

Научить различать звуки П и
Пь, проводить анализ прямых
слогов ПА, ПИ.

О. Н. Лиманская
«Конспекты

18

Закрепить навыки различения и О. Н. Лиманская
чёткого произношения звуков Б «Конспекты
логопедических
и Бь.
занятий в старшей
группе»
Стр. 38-39

Чистоговорка.

Январь
4 неделя

Январь
5 неделя

логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 32-35

1

Звуки «Б»-«П» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Поймай звук».
Чистоговорка.

Научить дифференцировать
звуки Б и П.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 40-41

2

Закрепление звуков «Б»-«П».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».
Игра «Сосчитай до 7», «У кого кто?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.

Формировать навык
дифференциации звуков Б и П

Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 202-203

1

Звук «Д».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Развитие тембровой окраски и высоты тона.
Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика с крупой.
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

Познакомить со звуком Д,
учить выделять звук Д среди
других согласных.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 45-46

2

Закрепление звука «Д».
Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Учить различать звуки Д и Дь, О. Н. Лиманская
учить звуковому анализу ДОМ «Конспекты
логопедических

19

Игра «Большой - маленький», «Кто как передвигается?», «Кто
как кричит?», «Скажи, кого не стало?»
Чистоговорка.

Февраль
1 неделя

Февраль
2 неделя

занятий в старшей
группе»
Стр. 47-49

1

Звук «Т».
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Работа над интонационной окрашенностью речи.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика «Профессии».
Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Весёлый счёт».
Чистоговорка.

Познакомить со звуком Т,
учить выделять звук Т среди
других согласных.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 52-53

2

Закрепление звука «Т».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика «Построим домик».
Игра «Мой, моя, моё, мои», «Какие бывают профессии?
Чистоговорка.

Учить
различать
звуки Т и Ть,
учить
звуковому
анализу ТОМ

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 53-54

1

Звуки «Д»-«Т» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.

Научить дифференцировать
звуки Д и Т.

«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 56-57

2

Закрепление звуков «Д»-«Т».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Формировать навык
дифференциации звуков Д и Т. Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты

20

Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.
Февраль
3 неделя

Февраль
4 неделя

1

Звук «Г».
Работа над вопросительной и восклицательной интонацией.
Логоритмика (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Пальчиковая гимнастика с прищепками.
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
«Выучить наизусть стишок про звук «Г».
Чистоговорка.

Познакомить со звуком Г,
находить место звука Г в
словах.

2

Закрепление звука «Г».
Самомассаж пальцев рук (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
«Повторить наизусть стишок про звук «Г».
Чистоговорка.

Научить дифференцировать
звуки Г и Гь.

1

Звук «К».
Работа над речевым дыханием.
Работа над темпом и ритмом речи.
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко»,
«Вкусный мёд».
Пальчиковый театр.
Игра «Один-много», «Сосчитай до 10».
Чистоговорка.

Научить выделять звук К из
потока согласных, провести
звуковой анализ слова КОТ,
проверить знания об
использовании в речи
местоимений.

21

логопедических
занятий в детскому
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 221-224
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 66-68

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 68-69

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 63-64

Закрепление звука «К».
Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко»,
«Вкусный мёд».
Игра «Скажи, чего нет?», «Скажи, какая?».
Чистоговорка.

Научить различать звуки К и
Кь, провести звуковой анализ
слова КИТ.

1

Звуки «Г»-«К» (дифференциация).
Обучение правильной и чёткой артикуляции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».
Игра «Один-много», «Скажи ласково».
Чистоговорка.

Научить различать звуки Г и
К.

2

Закрепление звуков «Г»-«К».
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».
Чистоговорка.

1

Звук «В».
Работа над чёткостью дикции.
Воспитание ясной шёпотной речи.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей
конфетку».
Пальчиковая гимнастика «Мебельный магазин».

2

Март
1 неделя

Март
2 неделя

22

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 64-65
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 70-71

Т. Ю. Бардышева, Е.
Формировать навык
дифференциации звуков Г и К. Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 210-212
Научить выделять в речи звук О. Н. Лиманская
В, определять позицию звука в «Конспекты
словах, провести звуковой
логопедических
анализ слова ИВА.
занятий в старшей
группе»

Игра «Скажи ласково», «Это мой, моя, моё, мои».
Чистоговорка.

Март
3 неделя

Март
4 неделя

Стр. 41-42

2

Закрепление звука «В».
Воспитание ясной шёпотной речи.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей
конфетку».
Пальчиковая гимнастика «Платяной шкаф».
Игра «Повтори и запомни», «Четвёртый лишний».
Чистоговорка.

Научить различать звуки В и
Вь.

1

Звук «Ф».
Воспитание правильного речевого дыхания.
Работа над интонационной выразительностью речи.
Логоритмическое упражнение «Филин» (наизусть).
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Головные уборы».
Игра «Один-много», «Сосчитай до 5».
Чистоговорка.

Познакомить со звуком Ф,
О. Н. Лиманская
научить делить слова на слоги, «Конспекты
различать короткие и длинные логопедических
слова.
занятий в старшей
группе»
Стр. 57-58

2

Закрепление звука «Ф».
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».
Пальчиковая гимнастика «Обувь».
Игра «О чём говорили?»
Чистоговорка.

Научить различать звуки Ф и
Фь.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 60-61

1

Звуки «В»-«Ф» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».

Научить различать звуки В и
Ф.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей

23

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 43-45

Пальчиковая гимнастика «Весна-красна».
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.

группе»
Стр. 61-62

2

Закрепление звуков «В»-«Ф».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».
Игра «Весёлый счёт», «Чего не стало?»
Выучить скороговорку.
Чистоговорка.

Формировать навык
О. Н. Лиманская
дифференциации звуков В и Ф. «Конспекты
логопедических
занятий в
подготовительной к
школе группе»
Стр. 131-132

Март
5 неделя

1

Пересказ (транспорт).

Формировать навыки
словообразования и
словоизменения, учить
использовать в речи
предложно-падежные
конструкции

Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 5-6 лет
с ОНР»
Стр. 257-259, 259-261,
261-263

Апрель
1 неделя

1

Гласные и согласные звуки.

Закрепить умение различать
гласные и согласные звуки,
развивать графические умения
и навыки.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 49-50

Апрель
2 неделя

1

Звуки «З - Зь».
Работа над речевым дыханием.

Познакомить со звуком З,

О. Н. Лиманская

24

Апрель
3 неделя

Апрель
4 неделя

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «В цирке».
Игра «Один – много», «Повтори и запомни», «Смешинка».
Чистоговорка.

закрепить навык определения
позиции звука З в словах.

«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 80-81

2

Закрепление звуков «З - Зь».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Игра «Найди первый звук», «Найди последний звук».
Чистоговорка.

Научить различать звуки З и
Зь, провести звукослоговой
анализ слова ЗАМОК.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 82-83

1

Звуки «С»-«Сь».
Работа над чёткостью дикции.
Работа над плавностью и напевностью речи.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы».
Игра « Доскажи словечко», «Семейка слов».
Чистоговорка.

Научить определять наличие
или отсутствие звука С в
словах и находить место звука
С в словах.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 76-77

2

Закрепление звуков «С»-«Сь».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».
Пальчиковая гимнастика «Скворечник».
Игра «Что лишнее», «Семейка слов».
Чистоговорка.

1

Звук «Ц».
Работа над чёткостью дикции.
Воспитание ясной шёпотной речи.

Учить различать звуки С и Сь, О. Н. Лиманская
провести звукослоговой анализ «Конспекты
логопедических
слова ГУСИ.
занятий в старшей
группе»
Стр. 78-80
Познакомить со звуком Ц,
провести звукослоговой
анализ слова ПТИЦА.

25

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических

Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд».
Игра «Какие бывают иголки?», «Весёлый счёт».
Чистоговорка.

Апрель
5 неделя

Май
1 неделя

занятий в старшей
группе»
Стр. 86-87

2

Закрепление звука «Ц».
Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика «О космосе».
Игра «Весёлая рифма», «Почему и потому».
Чистоговорка.

Закрепить навык правильного
произношения звука Ц.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в
подготовительной к
школе группе»
Стр. 139-140

1

Звуки «С»-«Ц» (дифференциация).
Работа над чёткостью дикции.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).
Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.

Научить различать звуки С-Ц.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 87-88

2

Закрепление звуков «С»-«Ц».
Логоритмические упражнения (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»
Выучить загадку.
Чистоговорка.

О. Н. Лиманская
Формировать навык
дифференциации звуков С и Ц. «Конспекты
логопедических
занятий в
подготовительной к
школе группе»
Стр. 141-142

1

Звук «Ш».
Артикуляционная гимнастика «Ступеньки».
Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».

Познакомить со звуком Ш,
научить определять наличие
или отсутствие звука Ш в
26

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических

Май
2 неделя

Май
3 неделя

Игра «Прислушайся», «Подскажи словечко».
Чистоговорка.

словах.

2

Закрепление звука «Ш».
Самомассаж пальцев рук (картотека).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».
Игра «Повторить наизусть стишок про звук «Ш».
Чистоговорка.

Закрепить навык правильного
произношения звука Ш.

1

Звук «Ж».
Работа над чёткостью дикции.
Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».
Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
Игра «Чего не стало?», «Кто кем был?»
Чистоговорка.

Познакомить со звуком Ж,
научить определять наличие
или отсутствие звука Ж в
словах.

2

Закрепление звука «Ж».
Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».
Пальчиковая гимнастика «Солдатики».
Игра «Поймай мяч», «Звук спрятался». Чистоговорка.

Закрепить навык правильного
произношения звука Ж.

1

Звуки «Ш»-«Ж» (дифференциация).
Речевая разминка «Дорожка».
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».
Су-Джок терапия.
Игры с мячом.
Чистоговорка.

Научить различать звуки Ш и
Ж.

27

занятий в старшей
группе»
Стр. 90-91
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 91-93
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 97-98
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 100-101
О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 103-104

Май
4 неделя

Т. Ю. Бардышева, Е.
Н. Моносова
«Конспекты
логопедических
занятий в детскому
саду для детей 6-7 лет
с ОНР»
Стр. 187-189

2

Закрепление звуков «Ш»-«Ж» (дифференциация).
Речевая разминка «Змейка-Жук».
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».
Пальчиковая гимнастика с крупой.
Игры с мячом.
Чистоговорка.

Формировать навык
дифференциации звуков Ш и
Ж.

1

Звук «Ч».
Работа над чёткостью дикции.
Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Игра «В гостях у звука Ч», «Хлопни в ладоши».
Чистоговорка.

Научить выделять звук Ч,
научить образовывать
относительные
прилагательные, научить
различать и называть
правильно звук Ч.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 106-108

2

Звук «Щ».
Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Игра «Поймай мяч», «Поймай звук».
Чистоговорка.

Познакомить со звуком Щ,
научить определять наличие
или отсутствие звука Щ в
словах, закрепить навык
правильного произношения
звука Щ.

О. Н. Лиманская
«Конспекты
логопедических
занятий в старшей
группе»
Стр. 111-114

28

Методическая и специальная литература








































Поваляева М. А. «Настольная книга логопеда».
Аманатова М. М. «Справочник школьного логопеда».
Гайдина Л. И., Обухова Л. А. «Логопедические упражнения».
Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 6-7лет».
Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».
Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи».
Е. Косинова «Уроки логопеда».
Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения свистящих звуков».
Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков».
Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков».
Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычков».
Серия «Ваш умный малыш». Развиваем память. Методическое пособие для
занятий с детьми 3-5 лет.
Серия «Ваш умный малыш». Учимся читать. Методическое пособие для
занятий с детьми 3-5 лет.
Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда».
Невская В.П. «Речевые игры и упражнения».
Елена Бортникова «Чудо-обучайка» (составляем рассказ по серии картинок).
Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (звуковые зарядки, чистоговорки,
дикция).
Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (речевая моторика, речевое дыхание,
дикция).
Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки С-Cь.
Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки З-Зь-Ц.
Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ш-Ж.
Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ч-Щ.
Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Р-Рь.
Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Л-Ль.
Серия тетрадей «Говорим правильно» Читаем предложения.
Серия тетрадей «Говорим правильно» Играем в слова.
Серия тетрадей «Говорим правильно» Слова и звуки.
Серия тетрадей «Говорим правильно» Делим слова на слоги.
Серия тетрадей «Говорим правильно» Подбери нужный предлог.
Серия тетрадей «Говорим правильно» Развиваем связную речь.
Журналы «Логопед».
Гуськова А. А. «Речевое развитие детей средствами загадки».
Кучмезова Н. В., Лигостаева И. А. «По ступенькам к звуку».
Созонова Н., Куцина Е. «Рабочая тетрадь: развиваем технику чтения».
Юсупова Г. Х., Кузьмина Ф. М., Абуталипова Э. Н., Идельбакова Р. Р. «Коррекция
эмоционально-личностного развития детей с речевыми нарушениями».
Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе».
Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе
группе».
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском
саду для детей 5-6 лет с ОНР».
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском
саду для детей 6-7 лет с ОНР».

 Коновалова Н. Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста».
 Коновалова Н. Г., Корниенко Л. В. «Дыхательная гимнастика для детей
дошкольного и младшего школьного возраста».
 Деева Н. А. «Игровые здоровьесберегающие технологии».
 Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика».
 Кондратенко И. Ю. «Произносим звуки правильно».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «Свистелочка».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «Звенелочка».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «Цоколочка».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «Жужжалочка и Шипелочка».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «Чаепитие на даче у Ч».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «Приключения Л».
 Баскакина И. В., Лынская М. И. «День рождения Р».
 Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. «Логопедический массаж: игры и упражнения».
 Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. «В мире слов, букв и звуков».
 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З,
Зь, Ц у детей».
 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч,
Щ у детей».
 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у
детей».
 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у
детей».

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30138)73-5-56

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».