Программа по дополнительному образованию Волшебные ладошки

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих
ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении
стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие
способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет
развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают»
детям будущий образ, что важно на этапе становления замысла. Ценна также
возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования
активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует
эффективному развитию детского творчества.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1.Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

2.Обучать основам создания художественных образов.
3.Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
4.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
5.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,
формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками,
пластилином, солью и т.д.
6.Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
1.Систематические занятия.
2.Игры, игровые приемы.
3.Организация и оформление выставок детских работ.
4.Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с
работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 20 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в
себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску
пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой,
затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть
и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Отпечаток ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются
и емкость и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет
мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными:
от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого
бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование крупой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей крупу (по рисунку).
Перспективный план кружковой работы
Тема
занятия

Нетрадиционные
техники

«Золо- Рисование
тая
способом
Осень» тычка.

Задачи
Октябрь
Уточнять и расширять представления об осени; продолжать
закреплять умения детей наносить
один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и
фантазию.

«Осен- Отпечаток
ние ли- листьев.
сточНабрызг.
ки».

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по
трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски
прямо на листьях ил тампонах при
печати.
«Под- АппликаУчить, детей аккуратно рассолция
из пределять, лепесточки подсолнуха
нух».
крупы.
из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка
клеем ПВА, аккуратно засыпать
гречневой крупой.
«ЖиКляксоПознакомить с нетрадицивотграфия.
онной техникой кляксографии.
ные,
Учить работать в этой технике.
котоРазвивать воображение, творчерых я
ство, в дорисовывании предметов.
сам себе придумал».
«Ежик

Метод

Ноябрь
Развивать эмоционально-

Материал

Лист,
гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все
принадлежности
для рисования.
Лист черного цвета, гуашь,
поролоновые
тампоны трафареты, принадлежности для рисования
Цветная
бумага,
клей
ПВА, гречневая
крупа.
Черная
и
цветная
гуашь,
лист, пластмассовая ложка, простой
карандаш,
восковые мелки,
принадлежности
для рисования.

Бумага, гу-

»
"Черепашка».

тычка

чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость
АппликаУчить равномерно, распреция
из делять различные виды крупы по
крупы.
форме черепашки, развивать аккуратность, четкость
Рисование
Учить новому способу рисмятой
сования, воспитывать интерес к
бумагой.
художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

«По
небу
тучи
бежали,
птиц в
дальний
путь
отправправляли»
«ПерОттиск пеЗакреплять умение рисовать
вый
чатками из деревья большие и маленькие,
снег». салфетки
изображать снежок с помощью
техники печатания или рисование
пальчиками. Развивать чувство
композиции.
«Мои
Рисование
Учить обводить свою лалюби- гуашью по донь восковым мелком. Продолмые
восковым жать знакомство с техникой сочерыбки» мелкам
тания акварели и восковых мелков.
«Снеж Рисование
ная се- способом
мья».
тычка.

«Елочка».

Пластилинография.

Декабрь
Учить рисовать снеговиков
разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в
различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Мозаика из пластилина.
Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки,
катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать
шариками готовую форму елочки,

ашь, жесткие кисти
Картон,
изображение черепахи,
крупа,
клей ПВА.
Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

Листы бумаги,
цветные
краски, салфетки

Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти

Лист,
гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все
принадлежности
для рисования.
Рисунок с
изображением
елочки; пластилин.

«Елочка»
(продолжение).
«Ёлочка пушистая,
нарядная».

Пластилинография.

Тычок
жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками

нарисованную на светлом картоне.
Продолжить мозаику из
Рисунок с
пластилина.
изображением
елочки; пластилин.

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой
кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок,
используя рисование пальчиками.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Январь
РазРазвивать
ассоциативное
«
Узоры дувание
мышление, воображение. Воспина ок- капли
тывать желание создавать интенах».
ресные оригинальные рисунки.
ОтУпражнять в технике печа«
Мои
тиск проб- тания. Закрепить умение украшать
рукакой, рисо- предмет, нанося рисунок по возвички». вание
можности равномерно на всю попальчика- верхность.
ми
Февраль
«Мое
Рисование
Учить отражать особеннолюби- мазком,
сти изображаемого предмета, исмое де- монотипользуя различные нетрадиционрево». пия,
ные
техники:
сентябрьнабрызг.
монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить
количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в
данных техниках.
«На
Техника
Знакомить детей с симметчто по- монотипии рией. Развивать воображение.
хоже?»
Продолжать развивать интерес к
рисованию
«Пода- Разные
Вызвать желание порадорок павать пап и дедушек.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

Тонированная бумага, белая
бумага,
гуашь,
пипетка
Лист бумаги с изображением
рукавички,
пробки, цветная
гуашь.
Пейзажи,
гуашь, набор кистей, трафареты и
принадлежности
для рисования.

Бумага, согнутая пополам,
гуашь 3 цветов,
тряпочки
Материал
для аппликации

пе».
«Музыка».

Пальцевая
живопись

«Букет Рисование
для
ладошкамамы». ми.
«Како- Монотиго цве- пия.
та весна».

«Волшебная
страна
– подводное
царство»
(продолжение)
«Ледоход».
«Звезд
ное
небо».

Рисование
ладошками

Метод
старения

Продолжать развивать интеБумага, гурес к рисованию. Вызвать эмоци- ашь
ональный отклик в душе ребенка.
Развивать художественное восприятие.
Март
Передача образа бутона
Листы бутюльпана. Продолжить совершен- маги с заготовкаствовать технику.
ми вазы и стебля
цветка,
гуашь,
кисти.
Обогащать и расширять хуДва
альдожественный опыт детей в рабо- бомных листа на
те с акварелью, рисованию по каждого ребенка,
мокрой бумаге, смешивая краски
акварельные
краски, маленькие губки, две
емкости с водой,
толстые кисточки.
Учить передавать образ,
Листы бупродолжать работу по смешению маги
круглой
цветов.
формы (тарелочки); гуашь.

Показать
разнообразные
приемы работы с клеем для создания выразительного образа.
Апрель
Печать поУчить
создавать
образ
ролоном
звездного неба, используя смешепо трафа- ние красок, набрызг и печать по
рету;
трафарету. Развивать цветовоснабрызг
приятие. Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.

Клей, бумага, кисть, гуашь
голубого цвета
Листы бумаги для рисования, гуашь синего
цвета, кисточки,
подставки
под
кисточки, баночки с водой, поролон.

«ПасАппликаУчить методу торцевания.
Салфетки,
хальция
из Передать образ, путем приклады- основа яйца из
ное яй- салфеток. вания салфеток к основе из пла- пластилина. Пасцо»
стилина.
та от ручки или
стержень.
«РасМетод
Закреплять умение самостоТонкая кицвели
тычка.
ятельно рисовать методом тычка сточка, листы буодуцветы, умение рисовать тонкой маги, гуашь.
ванчикисточкой листья и стебли. Раски».
ширять знания о весенних цветах.
«Белые Рисование
Расширять знания о птицах,
Лист,
гулебеспособом пополнять словарный запас детей, ашь, две кисточди».
тычка
воспитывать гуманное отношение ки, маленький лик миру животных и птиц;
сточек для проверки цвета и все
принадлежности
для рисования.
Май
«Букет ПластилиЗнакомство со способом
Открытки с
к
9 нография. скручивания жгутиком, изготов- цветами, картон,
мая».
ление цветов из пластилина.
пластилин.
«Цветочная
поляна».

Рисование
Продолжать учить детей риватными
совать красками, используя ватпалочками ные палочки; закреплять знания
цветов; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.

«Пода- Разные
рок для
кошки
Мурки».

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур;
закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с
клеем и красками, желание помочь другу.

Тонированные в зелёный
цвет листы бумаги для рисования;
готовый рисунок
– образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых
цветов);
гуашь основных
цветов, кисточки,
непроливайки,
салфетки.
Ватные палочки,
готовое
изображение
кошки (из геометрических фигур: голова - круг,
уши - маленькие
треугольники, туловище - большой

«Салют».

треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на
каждого ребёнка
набор геометрических фигур для
выкладывания
изображения
кошки,
клей
ПВА.
Акварель
Закрепление навыка рисоваВсе
приили гуашь, ния акварелью или гуашь, учить надлежности для
восковые
рисовать салют с помощью воско- рисования.
мелки
вого мелка.

Список используемой литературы:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
2. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
3.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом
тычка с детьми» 3-7лет.
4.И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
5.И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
6.Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя
группа
7.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30138)73-5-56

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».