Прорамма по дополнительному образованию Затейники

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………....3
1.2 Планируемые результаты освоения Программы ………….…………. 5
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при
организации театрализованной деятельности …………………..……….. 6
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников………………………………………………………………….7
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы………………8
2.4 Возрастные особенности организации театрализованной деятельности.
Средний дошкольный возраст…………………………………………………9
2.5 Особенности проведения педагогического мониторинга…………….. 10
2.6 Перспективно – календарное планирование по организации
театрализованной деятельности. Средняя группа………………………….16
3.Организационный раздел
3.1
Организация
и
оформление
развивающей
предметно
–
пространственной среды……………………………………………………. 25
3.2 Материально-техническая база…………………………………………25
3.3
Сведения
об
обеспечении
образовательного
процесса
информационными ресурсами и материально-техническом оснащении.. 25
4. Список литературы…………………………………………………………26

2

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного
волшебства и перевоплощения, является важным фактором в
художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на
развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с
подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных
произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому
жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное
значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания
детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а
сказка «Репка» развивает у
младших дошкольников умение быть
дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в
лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так
случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
Сказки учат слушаться родителей, старших
- это «Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А такие черты характера как
страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость
— в сказках «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в
народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз
Иванович»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания»
представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом,
уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и
обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев,
что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к
жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый
конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни,
людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется
эмоционально-чувственное
«наполнение»
отдельных
духовнонравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только
умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный
моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр,
праздничное и радостное представление. Дошкольники очень
впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.
В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация
художественных произведений помогает им ярче и правильнее
воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не
только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в

3

своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол,
создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым
комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и
точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных
театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает
обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о
спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует
развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка.
Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи
предполагает освоение не только содержательной, но и образной,
эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи
необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы
проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в
обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних
слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку
нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с
выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными,
теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной
публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения
его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную
помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры
всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в
спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во
всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно
поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и
совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее
интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят
малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,
приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат.
Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают
эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые
герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно
поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

4

Цель программы – развитие творческих возможностей, творческой
самостоятельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и
театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных
умений через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане
переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения,
учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4.
Обучать
детей
элементам
художественно-образных
выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую
культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать
условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками
детского сада.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы:
•
Раскрытие
творческих
способностей
детей
(интонационное
проговаривание,
эмоциональный
настрой,
мимическую выразительность, навыки имитации).
•
Развитие психологических процессов (мышление, речь,
память, внимание, воображение, познавательные процессы,
фантазии).
•
Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские
взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
•
-Театрализованные представления;
•
-Досуги;
•
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Основные направления театрализованной игры:
•
От наблюдения театрализованной постановки взрослого
к самостоятельной игровой деятельности.
•
От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти
сверстников.
•
От имитации действий фольклорных и литературных
персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных

5

эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного»
образа в игре-драматизации.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей
4-5 лет.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня,
продолжительностью 20 минут).
Занятия проводятся с октября по май.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
•
Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное
слово, обращение к личному опыту, чтение художественной
литературы, конкурс стихов).
•
Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к
различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в
ДОУ).
•
Практические (игры-драматизации, работа над этюдами,
рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций,
костюмов, масок, элементов к костюмам).

6

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми при
организации театрализованной деятельности
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности,
оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
В сфере познавательного развития: развитие разносторонних
представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы,
поведением животных, обеспечение взаимосвязи конструирования с
театрализованной игрой для развития пространственных представлений,
творчества, интеллектуальной инициативы, развитие памяти, обучение
умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социально-коммуникативного развития: формирование
положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной
деятельности, воспитание культуры познания взрослых и детей,
воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с
нормами и правилами жизни в обществе, развитие эмоций.
В сфере речевого развития: содействие развитию монологической и
диалогической речи, обогащение словаря, образных выражений,
сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, овладение выразительными
средствами общения.
В сфере художественно-эстетического развития: приобщение к
высокохудожественной литературе, развитие таких форм воображения, в
основе которых лежит интерпретация литературного образа, приобщение к
совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма,
декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа,
развитие пространственного воображения как основы проектного
мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.
В сфере физического развития движений: согласование действий и
сопровождающей их речи, развитие умения воплощать в творческом
движении настроение, характер, и процесс развития образа, поддержка
становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах,
выразительного исполнения основных видов движений.
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны,
индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.
Родители привлекаются не только, и не столько как зрители на
занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности
кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с
детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального
или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание
и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия
родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит
развивающий характер, общение вне дома обогащает мир
взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют

7

уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны,
увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не
раскрываются, или раскрываются крайне редко.
Месяц №
Сентябрь
1
Октябрь2
Ноябрь 3

Декабрь
4

Январь5

Февраль
6

Март 7

Апрель8

Май

9

Формы работы У Участники
З
Анкетирование
Педагог,
«Нужны ли кружки в родители,
ДОУ для детей?»
воспитатели
Памятка для родителей Педагог
«Как
организовать
театр дома?»
Семинар–практикум Педагог,
«Организация
теат- родители,
ральноигровой воспитатели
деятельности в
Домашних условиях» с
использованием
презентации
Показ
Педагог,
театрализованного
дети,
представления
родители,
воспитател
и
Издательская
Педагог
деятельность:
буклеты
«Играем
дома»
Фото-стенд
Педагог
«Театральная
семья», оформление
папки- передвижки
«Ты детям сказку
расскажи»
Папка–раскладушка Педагог
«Театрализованная
деятельность
дошкольников»
Фото-альбом: «Весь Педагог,
мир
театр», родители,
выставка
воспитател
театральных кукол, и
сделанных руками
родителей
Анкетирование, показ Педагог,
сказки родителям
дети,
родители
воспитат
ели

Задачи взаимодействия
Формирование и подкрепление у
родителей установки
на
Сотрудничество.
Повысить
педагогическую
грамотность родителей по
вопросам театральной деятельности.
Мотивировать заинтересованность
родителей в
обогащении
развивающей среды, в создании
условий для творческого развития
Ребенка.
Развивать интерес родителей к
театральной деятельности своих
детей,
создать
хорошее
настроение, привлечь родителей к
совместному творчеству.
Повысить педагогическую
грамотность
родителей
по
вопросам организации детского
досуга.
Способствовать
освоению
активной родительской позиции в
деятельности детского сада.

Повысить
педагогическую
грамотность
родителей по
вопросам организации детского
досуга.
Вызвать интерес у родителей к
ДОУ. Привлечение родителей к
подготовке
атрибутов
для
выступлений, детских костюмов
Подведение итогов работы

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

8

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами
является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в
детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает
преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в
форме самостоятельной инициативной деятельности:
—
самостоятельные
сюжетно-ролевые,
режиссерские
и
театрализованные игры ;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке, в театральном
уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность
по выбору детей;
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю
важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру,
стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие
детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в
личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятельно;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой
ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал
в аналогичном случае.
2.4 Возрастные особенности организации театрализованной
деятельности
Средний дошкольный возраст
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре,
ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к
игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе
сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в
группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны
(равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации
простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором
сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .
В данном возрасте происходит углубление интереса к
театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна
состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его
дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида

9

игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к
игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за
счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий
и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и
интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается
текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием,
наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными
образами героев, оригинальными языковыми средствами.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды
репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что
я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя,
литературного героя» и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет
освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает
разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр,
конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Существенно
усложняются
театрально-игровые
умения
дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции
«зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять
элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время
спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на
обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов;
позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции
«артист». Главным образом это подразумевает умение использовать
средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной
выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и
смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для
передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его
характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень
старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится
кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой:
держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку
героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег,
прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание,
согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции
«режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать
игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и
фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями
«оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место

10

для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и
элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем
недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с
другими участниками игры, включает умение договариваться,
устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами
разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
2.5 Особенности проведения педагогического мониторинга
В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с
группой маленьких артистов предусмотрен мониторинг уровня развития
театральных способностей детей. По итогам педагогического наблюдения
и результатов аттестационных занятий педагогом заполняется
«Индивидуальная
карта
личностного
роста
воспитанника»,
предусматривающая анализ определенных показателей развития каждого
ребенка, которая выражается в словесной (опосредованной) форме:
показатель не сформирован; показатель находится в стадии становления;
показатель сформирован не полностью; показатель сформирован.
В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и
успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей,
отслеживается и анализируется только личностный рост каждого
воспитанника,
выявляются
проблемные
места,
производится
педагогическая корректировка индивидуального маршрута.
Мониторинг уровня развития театральных способностей
ребенка
№ Показатель

Месяц
X

I

Степень
1
выраженностиинтереса ребенка к
театрализованной деятельности
Умение
2
изобразить основные эмоциональные
состояния
Умение
3
запомнить и повторить заданные позы
Умение
4
имитировать поведение животных
Знание
5
3-4 артикуляционных и дыхательных
упражнений
Знание
6
8-10 скороговорок, умение произносить их в
разном темпе
Умение
7
произносить фразу с разными интонациями
Умение
8
строить простейший диалог
Умение
9
придумать новое развитие сюжета, ввести
новых героев в сказку
Умение
1
действовать согласованно, работать на
общий результат

11

V

Основной метод: педагогическое наблюдение
Основные обозначения:
Показатель не сформирован - 0
Показатель находится в стадии становления - 1
Показатель сформирован не полностью -2
Показатель сформирован – 3
На основании мониторинга уровня развития творческих
способностей каждого ребенка в процессе театрализованных занятий
педагогом делаются определенные педагогические выводы с целью
дальнейшего
совершенствования
процесса
взаимодействия
и
корректировки усилий педагога для достижения наиболее качественных
результатов работы по всестороннему развитию личности каждого
ребенка.

12

СЕНТЯБРЬ

2.6 Перспективно – календарное планирование по организации
театрализованной деятельности. Средняя группа
Зан
Цели
и
Методические
Материал
ятие
задачи
рекомендации
и оборудование
Те
ма
Вызвать
Первое посещение
Мяч,
1
интерес
к детьми
театрального музыкальный
театрализованной кружка в новом учебном центр,
Знакомст деятельности;
году.
во
развивать
Знакомство
с
эмоциональноновыми детьми.
чувственную
Игра «Назови свое
сферу
детей, имя»
побуждая их к
Игра «Радио»
выражению своих
чувств, к общению
Учить
Беседа с детьми
Ширма для
2
Мир выражать эмоции «Что такое театр».
кукольного
театра
через движения и
Ряженье
в театра,
куклы
мимику;
учить костюмы.
бибабо, маски.
выразительной
Игра
«Измени
интонации.
голос».
Хоровод-игра
«Мышки на лугу»
Познакомить
«Выразительное
Декорация
3
детей с понятиями: движение».
Игровые осеннего
сада,
Му «Мимика»;
упражнения.
музыкальное
зыка
вызывать
Игра
– сопровождение,
осени
положительный
импровизация «Листочки
осенние
эмоциональный
в саду».
листочки
отклик
детей;
Музыкально
–
учить
красиво ритмическая композиция
двигаться
под «Осенний вальс»
спокойную
музыку,
делая
плавные движения

4
На
ш
богатый
урожай

Учить
«Язык жестов».
вслушиваться
в
Игра «Где мы
стихотворный
были, мы не скажем».
текст и соотносить
Отгадывание
его
смысл
с загадок.
выразительным
Инсценировка
движением
под «Мышка - норушка».
музыку.
Хороводная
игра

Шапочки
овощей для игры,
театральная кукла
Мышка, зерна в
плошке, муляжи
пирожков.

13

«Огород у нас хорош»
Занятие
Тема
5
Бабушка
Забава

Цели и задачи

Методические
рекомендации
Вовлечь
Игры с бабушкой
детей в сюжетно- Забавой.
игровую
Игры
и
ситуацию;
упражнения: «Диктор»,
побуждать детей к
«Изобрази героя».
двигательной
активности.

ОКТЯБРЬ

Познакомить
6
с новой сказкой;
В гостях познакомить
с
у сказки
настольным
кукольным
театром;
учить
отвечать
на
вопросы полным и
содержательным
ответом.

Учить детей
7
бесконфликтно
В гостях распределять роли;
у сказки
формировать
дружеское
взаимоотношение;
разучить сказку по
ролям,
работать
над
произношением
реплик,
над
жестами
и
мимикой; ввести
диалог в процессе
показа сказки
8
КолобокКолючий
бок

Развивать
творческие
способности;
вызвать
эмоциональный

«Колобок
–
колючий бок».
Знакомство
с
содержанием сказки В.
Бианки.
Показ
настольного театра.
Вопросы
по
содержанию.
Рассматривание
иллюстраций к сказке с
обсуждением
характерных
особенностей
персонажей.
«Колобок
–
колючий бок».
Рассматривание
костюмов.
Ряженье
в
костюмы.
Отгадывание
загадок.

Драматизация
сказки
«
Колобок
колючий бок».

Материал
и
оборудование
Ширма,
театральная кукла
«Бабушка».

Настольный
театр,
иллюстрации
сказке.

к

Маски
героев по сказке,
костюмы

Декорация к
сказке,
музыкальное
– сопровождение.

14

отклик детей на
выступление перед
зрителями.
Цели
и
задачи
Воспитывать
1
у детей чувство
Наша
осознанной
дружба
необходимости
друг
в
друге,
понимание
взаимопомощи,
дружбы; развивать
воображение
и
учить
детей
высказываться;
учить восприятию
сюжета игры.
Учить
2
выразительно
двигаться
под
Если
с музыку, ощущая ее
другом
ритмичность или
вышел в плавность
путь.
звучания.

НОЯБРЬ

Занятие
Тема

Методические
рекомендации
Беседа о друзьях.
Чтение
стихотворения.
Рассказывание
сказки
«Лучшие друзья».
Игра « Скажи о
друге ласковое слово».

Материал
и оборудование
Игрушка
«Зайчик»,
воздушный
шарик,
музыкальное
сопровождение.

Отгадывание
загадок по содержанию
сказки.
Этюды
на
выразительность
передачи
образа с помощью
мимики и жестов.

Зеркало,
музыкальное
сопровождение
/песня «Если с
другом вышел в
путь»
В.
Шаинского.

Порадовать
Рассказывание
3
детей,
создать детьми сказки
Все мы дружественную
«Лучшие друзья».
делим
атмосферу занятия.
Музыкальнопополам.
ритмическая композиция
«Все мы делим
пополам».
Развивать
Подготовка
и
4
творческие
драматизация сказки
Лучшие
способности.
«Лучшие друзья».
друзья
Постановка
сказки для детей
детского сада.

Маски
зверей,
музыкальное
сопровождение.

Декорация
к
сказке,
костюмы,
музыкальное
сопровождение

15

Занятие
Тема
1
Мимика

Цели
и
задачи
Вовлечь
детей в игровой
сюжет; побуждать
к
двигательной
имитации, учить
импровизировать,
в рамках заданной
ситуации.

Методические
рекомендации
Игра «Что я умею».
Чтение
стихотворения Б.Заходера
«Вот как я умею».
Упражнения
на
выразительность
движений и мимики.
Мимические этюды
у зеркала.

Материал
и оборудование
Мяч,
мягкие игрушки
щенок
и
козленок.

Создать
Упражнения
на
Музыкальн
2
положительный
развитие воображения и ое
Страна
эмоциональный
внимания:
сопровождение.
воображе настрой;
«Ковер-самолет»,
ния
Учить
«Давайте
действовать
с потанцуем».
воображаемыми
предметами
Побуждать
3

Развивать
Игровое
занятие,
4
способности детей; построенное
на
Играем в дать
заряд театрализованных играх,
театр
положительных
способствующих
эмоций;
развитию памяти,
внимания,
воображения.
«Изобрази жестом»,
«Глухая
бабушка»,
«Ласка»,
«Вкусная
конфета», «Тише».
Занятие
Тема

Цели
и
Методические
задачи
рекомендации
Побуждать к
Знакомство

рРЬ

ЯНВАРЬ

ДЕКАБРЬ

Наше
настроен
ие

детей
к
выражению
образов героев в
движении, мимике,
эмоциях;
дать
представление об
основных эмоциях.

Этюды
на
Иллюстрац
выражение
основных ии к основным
эмоций:
эмоциям.
«Чуть-чуть
грустно»,
«Курица
с
цыплятами»,
«Гусь».
Музыкальн
ое
сопровождение,
зеркало, цветик семицветик.

Материал
и оборудование
с
Фланелегра
16

активному
восприятию
сказки;
учить
слушать
внимательно
сказку до конца и
следить
за
развитием сюжета
Учить
вспоминать
знакомую сказку,
отвечать
на
вопросы по ее
сюжету;
характеризовать
героев; вместе с
педагогом
пересказывать
сказку, показывая
характер героя при
помощи
интонации.
Учить
эмоционально
и
выразительно
выступать
перед
зрителями,
развивать
творческие
способности.

содержанием
ф, иллюстрации к
музыкальной сказки «Три сказке.
медведя».
Рассматривание
иллюстраций к сказке.
Обсуждение характерных
особенностей героев.

Цели
и
задачи
Порадовать
1
детей просмотром
Храбрый кукольного театра;
петух
дать представление
о
кукольном
театре;
учить
внимательно
смотреть сказку.
Дать
2
представление
о
Наступил «холодном»
и холода настроении
в
музыке
и
эмоционально на

Методические
Материал и
рекомендации
оборудование
Знакомство
с
Ширма,
кукольным театром.
куклы бибабо к
Рассматривание
сказке.
атрибутов
кукольного
театра. Просмотр сказки
«Храбрый петух».

1
Лесная
сказка

2
Лесные
жители

3
Три
медведя

ФЕВРАЛЬ

Занятие
Тема

Игровые
Маски
упражнения, передающие зверей, костюмы.
образы
героев
сказки
/зайчики, лисички,
медведи,
подружки/.
Выбор костюмов к
сказке

Подготовка
драматизация сказки
«Три медведя».

и

Игра – разминка
«Холодок».
Имитационные
этюды /Метель, ласка и
т.д./,
игра – имитация

Декорация
к
сказке,
костюмы героев,
музыкальное
сопровождение.

Декорация
зимней полянки,
музыкальные
записи
для
имитационных
этюдов.
17

3
Музыкал
ьное
путешест
вие

4
Веселые
этюды

Занятие
Тема

МАРТ

1
Добрые
слова

него отзываться;
упражнять
в
звукоподражании;
учить
выразительной
артикуляции.
Учить
красиво двигаться
под
музыку,
выражать эмоции
через
танцевальные
движения,
развивать
музыкальные
способности.
Вовлечь
детей в сюжетно –
игровую
ситуацию; учить
выразительной
мимике
и
движениям
в
играх-этюдах.

«Догадайся, о ком я
говорю».
Этюд – упражнение
«Как воет ветер».

Цели
и
задачи
Побуждать к
активному
восприятию
стихотворения;
исполнять
музыкальную
композицию,
передавая
образ
доброты и дружбы.

Музыкальноритмические композиции
«Веселые
путешественники»,
«Разноцветная
игра».

Музыкально
е сопровождение

Пантомимические
этюды /Озорной щенок,
щенок ищет и т.д./
Игра «Ай, дили,
дили.»
Разминка для голоса
«И-го-го!»
Игра – оркестр
«Музыка для лошадки».

Игрушки:
лошадка, щенок,
инструменты
детского
шумового
оркестра

Методические
рекомендации
Чтение
стихотворения «Добрые
слова».
Игра « Назови
вежливое слово».
Музыкальноритмическая композиция
«Если добрый ты».
«Волшебная дверь».

Материал
и оборудование
Цветок,
музыкальное
сопровождение,
ключик.

Дать
Рассказывание
Настольный
2
представление
о сказки В.Сутеева
театр,
маски
Домашни жизни домашних
«Кто сказал «мяу»? зверей по сказке.
е
животных; учить
Пантомимическая
любимцы воплощаться
в игра
роли и ролевому
«Угадай,
кого
18

3
Мой
щенок

4

АПРЕЛЬ

Кто
сказал
мяу?

поведению;
использовать
звукоподражание.

покажу».

Учить детей
взаимодействовать
друг с другом в
произношении
диалогов;
упражнять
в
звукоподражании.
Создать
положительный
эмоциональный
настрой
перед
выступлением.

Упражнения
в
Маски
–
интонирование диалогов. шапочки зверей.
Пантомимическая игра
«Угадай,
кого
встретил щенок?»
Подготовка
к
Декорации
драматизации.
к
сказке,
Драматизация
музыкальное
сказки
сопровождение,
«Кто сказал «мяу»
костюмы.

Занятие
Тема

Цели
и
задачи
Порадовать
1
детей,
развивать
Весенний эмоциональную
дождь
отзывчивость
на
музыку,
учить
ролевому
воплощению,
побуждать
к
двигательной
активности.

Методические
рекомендации
Рассказывание
сказки В. Сутеева «Под
грибом».
Беседа
по
содержанию.
Игра «Дождливо солнечно».
Этюд – игра «Цветы
на полянке». Танец – игра
«Цветочный вальс».

Развивать
2
воображение
Выйдем
детей,
учить
мы
в высказываться,
лесок
учить
выразительно
двигаться
под
музыку
Учить
3
передавать
Пойми
характерные
меня
движения
и
мимику
героев
сказки, побуждать

Загадки по сказке.
Иллюстрац
Игра-конкурс
ии
к
сказке,
«Попросись под грибок».
грибок,
маски
Рассматривание
шапочки зверей.
иллюстраций к сказке.
Игра «Узнай, кто
попросился под грибок»
Игра-имитация
«Пойми меня».
Разучивание
музыкально-ритмических
композиций к сказке.
Заключительная

Материал
и оборудование
Декорация
весенней
лужайки,
шапочки цветов,
зонтики,
музыкальное
сопровождение.

Карточки с
изображением
героев
сказки
«Под грибком».
Музыкальн
ое
19

4
Под
грибком

к
двигательной пляска.
активности.
Учить
Драматизация сказки
воплощаться
в В.Сутеева
роли и ролевому
« Под грибом».
поведению
при
публичном
выступлении,
развивать
эстетический вкус.

сопровождение в
записи.
Декорация
к
сказке,
костюмы,
музыкальное
сопровождение.

Занятие
Тема

Цели
задачи

Материал
и оборудование

МАЙ

1
По
следам
сказок

и

Методические
рекомендации

Создать
Итоговое
занятие
радостное
кружка.
настроение,
Драматизация сказок
подвести
итог по желанию детей.
занятий
кружка.
Учить вспоминать
знакомые сказки,
разыгрывать
их,
предварительно
наряжаясь
в
костюмы.

Музыкальн
ое
сопровождение,
атрибуты
к
сказкам, маски,
декорации.

20

3. Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно –
пространственной среды
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить
детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с
помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от
занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация
пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие
атрибутов.
В театральном уголке располагаются:

различные виды театров (бибабо, настольный, теневой,
пальчиковый, театр на фланелеграфе, и др.);

реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол,
ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

атрибуты для различных игровых позиций (театральный
реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы
музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки,
касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски,
фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки,
природный материал).
3.2 Материально-техническая база
Направления развития
Помещения и их оснащение
Социально –коммуникативное
развитие
Художественно-эстетическое
развитие

Игровой центр в группе
Театральный уголок
Книжный уголок
Уголок ИЗО
Музыкальный зал:

3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса
информационными ресурсами и материально-техническом оснащении
№ Наименование

Название оборудования

1 Технические средства

музыкальный центр
компьютер

2 Информационные
ресурсы

Учебно -наглядное пособие
для
проведения
бесед
с
дошкольниками
Интернет-ресурсы
25

4. Список литературы
-Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5
лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и
спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по
сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
-Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников.
Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
-Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
-Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников:
Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
-Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
-Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М.
Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.
-Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий
с детьми 4 – 5 лет /Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30138)73-5-56

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».