Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоциональновыразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: 1. Формирование интереса к вокальному искусству. 2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. 3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. 4. Развитие умений различать звуки по высоте; 5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. 6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни. 7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения), 8. Совершенствование вокально-хоровых навыков. Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева). Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-6 лет. Занятия в вокальном кружке «Кнопочки » проводятся с октября по май. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся 1 раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек. Программа включает подразделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка; певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции) Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение; • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»; • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. Последовательность формирования гласных: • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания; • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора; • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок. К слуховым навыкам можно отнести: • слуховой самоконтроль; • слуховое внимание; • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; • представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается: • выразительностью мимики лица; • выражением глаз; • выразительностью движения и жестов; • тембровой окраской голоса: • динамическими оттенками и особенностью фразировки; • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, распределения дыхания, которая состоит из трех этапов: осваивает следующую технику • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики: • не очень сильно прикусить кончик языка; • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика; • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать; • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону; • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки; • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон); • постукивая пальцами сделать массаж лица; • делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед; • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука. Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет. На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: - песни хором в унисон хоровыми группами (дуэт, трио и т.д) тембровыми подгруппами при включении в хор солистов пение под фонограмму. пение по нотам Ожидаемый результат Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга. ДИАГНОСТИКА № п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б 0 1. Качественное исполнение знакомых песен. 2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации 3. Умение импровизировать 4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту 5. Навыки выразительной дикции 0 - не справляется с заданием н (низкий) - справляется с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно Структура проведения занятия. Вводная часть 1. Приветствие 2. Коммуникативная игра или развивающая игра Основная часть 3. Музыкальная грамотность (основные понятия) 4. Распевание. 5. Пение. Заключительная часть н с в 6. Музыкальная игра. Программа рассчитана на 2 года обучения в старшей (цифра 1) и подготовительной (цифра 2) группе детского сада. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни. 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.); хорошо выговаривать согласные в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово; настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется аккапельно); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни ОКТЯБРЬ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – знакомство с микрофоном «Давайте познакомимся» Пропой своё имя. – оценить, кто спел лучше, почему? «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково развивающая игра Основная часть муз. грамотность «Найди друга» коммуникативная игра Вокально-певческая постановка корпуса «Найди друга» коммуникативная игра «Найди друга» коммуникативная игра распевание Заключение пение муз. игра «Листики летят», М. Сидорова – 3б вверх, вниз « Гуси прилетели» Е. Железнова «Апельсин» пальчиковая игра Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 1 куплет, разучивание «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова – 3б вверх, вниз « Гуси прилетели» Е. Железнова «Апельсин» пальчиковая игра + подвижная игра Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание. «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз « Гуси прилетели» Е. Железнова «Апельсин» пальчиковая игра + подвижная игра Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково «Найди друга» коммуникативная игра Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» закрепление «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз « Гуси прилетели» «Апельсин» - Е. Железнова пальчиковая игра + подвижная игра НОЯБРЬ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие Пропой имя соседа слева Пропой имя соседа слева развивающая игра Основная часть муз. грамотность «Доброе животное» 1шаг коммуникативная игра «Дыхание». «Доброе животное» 2 шагакоммуникативная игра «Дыхание. Дыхательная гимнастика». Л. Абелян – с.4 распевание «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз Заключение пение муз. игра « Гуси прилетели» Е. Железнова «Рисование» пальчиковая игра « Гуси прилетели» Е. Железнова «Рисование» пальчиковая игра «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Хор и дирижер»1-23Л. Абелян – с.4- «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» исполняется закрытым ртом Пропой имя соседа справа Пропой имя соседа справа «Доброе животное» 3 шага коммуникативная игра «Дыхательная гимнастика». «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Хор и дирижер»Л. Абелян – с. 5 «Без слов» исполняется закрытым ртом «Доброе животное» 4шага коммуникативная игра «Дыхательная гимнастика». «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Хор и дирижер» «Без слов» исполняется закрытым ртом Л. Абелян – с. 5 « Модница», « Гуси прилетели». « Модница», « Гуси прилетели». Е. Железнова «Рисование» пальчиковая игра, свои варианты Е. Железнова «Рисование» пальчиковая игра, свои варианты ДЕКАБРЬ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра Поздоровайся с кем «Дотронься до…» хочешь коммуникативная игра Основная часть муз. грамотность распевание «Как беречь голос». «Без слов» исполняется Л. Абелян с.9 закрытым ртом Закаливание звуки – А,Э «Пою себе» Заключение пение « Модница», « Гуси прилетели». муз. игра «Часы» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание Поздоровайся с кем «Дотронься до…» хочешь коммуникативная игра «Как беречь голос». «Пою себе» « Модница», Л. Абелян с.9 « Гуси прилетели». «Гармошка» Закаливание звуки – И, О, У «Часы» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение «Я красиво петь могу - слушание» Поздоровайся с кем «Дотронься до…» хочешь коммуникативная игра «Как беречь голос». «Пою себе» « Модница», Л. Абелян с.9 « Гуси прилетели». «Гармошка» Закаливание, закрепление «Часы» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление «Я красиво петь могу» ЯНВАРЬ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра Основная часть муз. грамотность распевание Заключение пение муз. игра Поздоровайся с кем «Ворона» хочешь коммуникативная игра на быстроту реакции «Звукообразование и звуковедение» Поздоровайся с кем «Ворона» хочешь коммуникативная игра на быстроту реакции «Звукообразование и звуковедение» «Пою себе» «Модница», «Маленькая мышка» Е. Железнова – пальчиковая игра, игровой массаж, разучивание «Модница», «Маленькая мышка» Е. Железнова – пальчиковая игра, игровой массаж, упражнение «Без названия» « Модница», «Запевай песню» « Гуси прилетели». «Маленькая мышка» Е. Железнова – пальчиковая игра, игровой массаж, закрепление «Гармошка» Л. Абелян с.11 «Гармошка» «Без названия» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» Поздоровайся с кем «Ворона» хочешь коммуникативная игра на быстроту реакции «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» ФЕВРАЛЬ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра Основная часть муз. грамотность распевание Здороваемся с хлопками «Передай мячик» коммуникативная игра «Формирование качества звука. Интонация»Л. Абелян «Баю бай «Без названия» Здороваемся с хлопками «Передай мячик» коммуникативная игра «Формирование качества звука. Интонация»Л. Абелян «Птичкасиничка» «Без названия» Здороваемся с хлопками «Передай мячик» коммуникативная игра «Формирование качества звука. Интонация» «Запевай песню» Заключение пение муз. игра «Катюша» «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание «Катюша» «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение «Катюша» «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение «Катюша» «Шла кукушка» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление «Запевай песню» «Запевай песню» «Колокольчик» Л. Абелян с.16-17 «Динь-дон» р.н.п. Здороваемся с хлопками «Передай мячик» коммуникативная игра «Формирование качества звука. Интонация»Л. Абелян«Вопросответ» - игра на развитие песенного творчества «Колокольчик» «Колыбельная » МАРТ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть Основная часть приветствие развивающая игра муз. грамотность распевание Пение с показом рукой высоты звучания. «Солнечный зайчик» коммуникативная игра на снятие напряжения «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18 «Колокольчик» Пение с показом рукой высоты звучания. «Солнечный зайчик» коммуникативная игра на снятие напряжения «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян «Песенка про дикцию» «Колокольчик» Пение с показом рукой высоты звучания. «Солнечный зайчик» коммуникативная игра на снятие напряжения «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян «Песенка про дикцию», скороговорки «Колыбельная» «Колыбельная » «Колыбельная » «Пой со мной» Заключение пение муз. игра «Песенка чудесенка» «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание «Песенка чудесенка» «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение «Песенка чудесенка» «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение Пение с показом рукой высоты звучания. «Солнечный зайчик» коммуникативная игра на снятие напряжения «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки «Колыбельная» «Пой со мной» «Песенка чудесенка» «Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление АПРЕЛЬ - 1 Дата Посещаемость Вводная часть Основная часть приветствие развивающая игра муз. грамотность распевание Пение с показом рукой высоты звучания. «Прогулка по ручью» коммуникативная игра «Выразительность исполнения». «Пой со мной» Пение с показом рукой высоты звучания. «Прогулка по ручью» коммуникативная игра «Выразительность исполнения». «Это я» Л. Абелян с.22-23 Л. Абелян «Модница» разучивание «Пой со мной» «Это я» Заключение пение муз. игра «Катюша»,«Песенк а чудесенка», «Модница», «Гуси прилетели». «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание «Катюша»,«Песенк а чудесенка», «Модница», «Гуси прилетели». «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение Пение с показом рукой высоты звучания. «Прогулка по ручью» коммуникативная игра «Выразительность исполнения». «Пой со мной» «Это я» Л. Абелян с.22-25 «Модница» Пение с показом рукой высоты звучания. «Прогулка по ручью» коммуникативная игра «Выразительность исполнения». «Пой со мной» «Это я» Л. Абелян с.30-31 «Прекрасен мир поющий» «Модница», «Гуси прилетели», «Катюша», «Песенкачудесенка» «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение «Модница», «Гуси прилетели», «Катюша», «Песенкачудесенка» «Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление ОКТЯБРЬ - 2 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие «Пропой своё имя» развивающая игра ДИ «Слушаем тишину» Основная часть муз. грамотность «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» распевание «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев Заключение пение муз. игра «Зеркальный вальс» «В доме моём тишина» - 3 элемента «Пропой своё имя ласково» ДИ «Слушаем тишину», искусственно созданные звуки - 5 «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» «Ветер» Почему всё звучит? «Как кричит крокодил» А. Усачев «Поздоровайся с соседом справа» ДИ «Слушаем тишину» искусственно созданные звуки - 8 Почему всё звучит? «Ветер» Откуда берётся голос? «Как кричит крокодил» А. Усачев «Поздоровайся с соседом слева» ДИ «Слушаем тишину» искусственно созданные звуки 10 Откуда берётся голос? «Как кричит крокодил» А. Усачев «Зеркальный вальс» «В доме моём тишина» - 4 элемента «Зеркальный вальс» «В доме моём тишина» - 5 элемента «Зеркальный вальс» «В доме моём тишина» - 6 элементов «Без названия» НОЯБРЬ - 2 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра Основная часть муз. грамотность распевание Заключение пение муз. игра «Поздоровайся, с кем хочешь» «Я тебя знаю» отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики f-p «Сила звука и динамический слух» «Без названия» «Здороваемся по знакам динамики» «Я тебя знаю» отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики f-p Основные обозначения динамики «Без названия» «Я – мои друзья» ладошки, плечики Основные обозначения динамики «Здороваемся по знакам динамики» f, mf, sf, p, mp f, mf, sf, p, mp «Эхо» «Эхо» «Зеркальный вальс» «Тишина» разучивание «Зеркальный вальс» «Тишина» упражнение «Зеркальный вальс» «Тишина» закрепление «Зеркальный вальс» «Тишина» повторение «Лесенка» «Без названия» «Эхо» «Лесенка» «Сказка про кота» «Здороваемся по знакам динамики» «Я – мои друзья» ладошки, плечики, спинки, животы, коленки Основные обозначения динамики f, mf, sf, p, mp МДИ ДЕКАБРЬ - 2 «Эхо» «Лесенка» «Мы – весёлые ребята» Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра «Пение с показом рукой высоты звучания» «Канон для малышей» - хлопки «Пение с показом рукой высоты звучания» «Канон для малышей» приседание (Полька-хлопушка) Основная часть муз. грамотность распевание «Высота звука и звуковысотный слух» «Мы – весёлые ребята» «Высота звука и звуковысотный слух» «Мы – весёлые ребята» «У деда Ермолая» Заключение пение муз. игра «Зеркальный вальс»,«Кошка беспородная» «Ёлочки-пенёчки» «Кошка беспородная» «Ёлочки-пенёчки» «Кошка беспородная» «Ёлочки-пенёчки» «У деда Ермолая» «Сказка» «Пение с показом рукой высоты звучания» «Канон для малышей» чередование «Высота звука и звуковысотный слух» МДИ «Мы – весёлые ребята» «У деда Ермолая» ЯНВАРЬ - 2 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра «Здороваемся с хлопками» «Слушай хлопки» «Здороваемся с хлопками» «Слушай хлопки» Основная часть муз. грамотность «Длительность звука и чувство ритма» «Длительность звука и чувство ритма» Сказка «Дружная семья» распевание «У деда Ермолая» «Вышел зайчик погулять» «Вышел зайчик погулять» «Пою себе» Заключение пение муз. игра «Кошка беспородная» «Поём гласные» «Кошка беспородная» «Поём гласные» «Здороваемся с хлопками» «Слушай хлопки» в быстром темпе «Длительность звука и чувство ритма» «Вышел зайчик погулять» «Пою себе» «Кошка беспородная»,»Доч енька» «Поём гласные» МДИ ФЕВРАЛЬ - 2 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» развивающая игра Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – 1 1, 11 Основная часть муз. грамотность Нотный стан, скрипичный ключ Нота «ДО» распевание «Пою себе» «Села кошка на такси» Заключение пение «Кошка беспородная»,»Доч енька» муз. игра «Гули-гули» «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – раз, два, баночка моя Нота «ДО» Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – раз, два, баночка моя, + на голове Нота «РЕ» Коммуникативная игра со стаканчиками («Финский танец») – сидя, передавать по кругу – раз, два, баночка моя, + на голове Нота «МИ» Ребусы Нота «РЕ» Ребусы Нота «МИ» Ребусы Нота «ФА» «Села кошка на такси» Сольфеджио «Села кошка на такси» Сольфеджио «Села кошка на такси» Сольфеджио «Кошка беспородная»,»Доч енька» «Гули-гули» «Кошка беспородная»,»Доч енька», «Я на мамочку похожей быть хочу» «Гули-гули» «Кошка беспородная»,»Доч енька», «Я на мамочку похожей быть хочу» «Гули-гули» МАРТ - 2 Дата Вводная часть Основная часть Заключение Посещаемость приветствие «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» развивающая игра «Скульптор» коммуникативная игра муз. грамотность распевание Нота «ФА» «Ноты изучаем» Ребусы Сольфеджио Нота «СОЛЬ» «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» «Скульптор» коммуникативная игра Нота «СОЛЬ» «Ноты изучаем» Ребусы Сольфеджио пение муз. игра «Кошка беспородная»,»Доч енька», «Я на мамочку похожей быть хочу» «Повторяй за мной» разучивание «Верные подружки» «Повторяй за мной» упражнение «Верные подружки» «Повторяй за мной» - повторение Нота «ЛЯ» «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» «Скульптор» коммуникативная игра Нота «ЛЯ» «Ноты изучаем» Ребусы Сольфеджио Нота «СИ» «Здороваемся с игрой на ф-но, что играю, то пою» «Скульптор» коммуникативная игра Нота «СИ» «Ноты изучаем» Ребусы Сольфеджио «Верные подружки» «Повторяй за мной» закрепление Закрепление АПРЕЛЬ - 2 Дата Посещаемость Вводная часть приветствие развивающая игра «Угадай, кто с тобой поздоровался» «Весёлый оркестр» «Угадай, кто с тобой поздоровался» «Весёлый оркестр» Основная часть муз. грамотность распевание «Тембровая окраска и тембровый слух» «Подражаем скрипочке» «Тембровая окраска и тембровый слух» «Подражаем скрипочке» «Весёлый оркестр» Заключение пение муз. игра «Верные подружки» «Сидел козёл на лавочке» «Верные подружки», «Кошка беспородная» «Сидел козёл на лавочке» «Бубен» «Бубен» «Барабан» «Угадай, кто с тобой поздоровался» «Весёлый оркестр» «Тембровая окраска и тембровый слух» «Весёлый оркестр» «Угадай, кто с тобой поздоровался» «Весёлый оркестр» «Тембровая окраска и тембровый слух» МДИ «Подражаем скрипочке» «Бубен» «Верные подружки», «Кошка беспородная» «Сидел козёл на лавочке» «Верные подружки», «Кошка беспородная» «Сидел козёл на лавочке» «Барабан» «Подражаем скрипочке» «Бубен» «Барабан» Используемая литература: Н. Л. Кряжева «развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1997 год. Л Абелян «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор», 1989 год. А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год. О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год. М. Ю Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010 год.